«Настоящий труженик»: вспоминаем историю пермского коммунального моста в его полувековой юбилей

Загуглите «Пермь, Кама. Картинки» и увидите его – визитную карточку города, Коммунальный, или, как его часто называют, Камский мост. Сегодня, 1 ноября, ему исполняется ровно 50 лет. Точнее, ровно 50 лет назад по нему запустили автомобильное движение. В юбилей моста мы вспомнили историю его строительства.

В 1960-е года в Советском союзе развернулось масштабное строительство мостов. Как грибы после дождя они появлялись в крупных промышленных городах: Ярославле, Ростову-на-Дону и Нижнем Новгороде. Не стала исключением Пермь. Большая стройка началась в 1961 году. Еще до его строительства развивалась правобережная часть Перми – микрорайоны Железнодорожный, Пролетарский, Водники и так далее. Коммунальный мост должен был соединить правый и левый берега.

Строительство моста началось в 1961 году

Строительство моста поручили Мостопоезду № 1/37 (сейчас мостоотряд № 123 ЗАО «Уралмостострой»). Для его возведения на правой стороне реки был разбит городок для рабочих и построен бетонный завод. Строили 998-метровый мост шесть лет. Сдачу приурочили к 50-летию Октябрьской революции, но работы были закончены раньше, и торжественное открытие сооружения состоялось 1 ноября.

 Работы шли с опережением графика 

 

Вместе с мостом реконструировали улицу Попова

– Перед разрезанием ленточки строители устроили динамические испытания: огромные, груженные бетонными блоками самосвалы, собранные со всего города, ездили по всей длине моста в несколько рядов. Однако в день открытия возможность проехать предоставили только лучшему водителю автохозяйства №1 – он провел автобус нового маршрута №6, – писала историк Светлана Федотова в книге «Реальная Пермь».

Мост через Каму должен был связать две части города

До появления моста жителям правобережных районов приходилось добираться до центра на речных трамвайчиках, «Ракетах» и электричках. После открытия моста по нему запустили общественный транспорт: автобусы и трамваи. Да, тогда трамвайный маршрут № 13 ходил через мост на тот берег – до круговой развязки в Сосновом бору. Есть версия, что власти города решили построить пути, чтобы сделать мост шире. Также планировалось активная застройка микрорайона Камская долина.  

До строительства моста жители Закамска добирались до центра по реке или на электричках

– Наверно, уже не многие пермяки помнят, как когда-то летним утром сотни жителей областного центра садились в 13-й трамвай с корзинками и рюкзачками, направляясь за грибами и ягодами через мост на правый берег Камы, а вечером возвращались обратно. В 1992 году из-за отсутствия планов по развитию микрорайона Камская долина трамвайные пути были заасфальтированы, а впоследствии совсем разобраны, – вспоминает историк и архивист Михаил Гриф.

На торжественное открытие моста собрался почти весь город.
 
В начале 2000-х годов Коммунальный мост обзавелся архитектурной подсветкой, а в 2008 году началась его масштабная реконструкция, во время которой полностью заменили ограждения, асфальт и освещение. Тогда окончательно убрали и рельсы. 
 
Почти сразу мост стал главной дорогой Перми
 
До 1990-х годов по мосту ходил трамвай
 
Директор городского архива Перми Виктор Новокрещенных отмечает: Коммунальный мост – настоящий труженик, с 1967 года и по 2005 года до появления Красавинского моста он был главной транспортной артерией города, объединяющей левую и правую часть. По его словам, строительство моста дало мощный толчок к развитию правобережной стороны города. До сих пор благодаря мосту развиваются Камская долина и соседние микрорайоны.

 

 

– В 1960-1970-е годы в нашем городе появлялись объекты, здания и инфраструктурные решения, которые определили современный облик города: Горьковская библиотека, здание государственного архива, здание Дома Советов, эспланада. Мост стал связующим звеном между центром Перми и правым берегом, который когда-то был окраиной, – говорит Виктор Новокрещенных. 

Как и 50 лет назад, сейчас Коммунальный мост остается главной транспортной артерией Перми. Ежедневно по нему проезжают тысячи легковых автомобилей и автобусов. А летом многие пермяки пешком или на велосипедах добираются по мосту на городской пляж.